Немного истории

Комплекс Байконур

Праотцом советских(российских) космодромов Байконура, Капустина Яра и Плисецка считается подмосковное Нахабино. Именно на этом полигоне в 1933 году была запущена первая ракета на гибридном топливе. Эта и последующие ракеты, запущенные уже с настоящих космодромов были созданы под руководством одного из самых великих конструкторов космонавтики С.П. КОРОЛЕВА.

В 1948-1951 году Советская Армия была оснащена ракетами дальнего действия. Первый полигон в Капустном Яру не мог обеспечить потребность по испытанию  межконтинентальных ракет. Возникла необходимость в новом полигоне.

Полигон должен был находиться вдали от поселений людей,в том числе и из соображений секретности, трассы полета ракет должны проходить по возможности через мало населенные районы,расположение полигона должно быть недалеко от железной дороги, обязательно наличие большого количества солнечных дней, относительно прозрачная атмосфера. После длительных изысканий выбор пал на маленькую станцию в Казахстане.

В1955году маршалу М.И Неделину было поручено создание космодрома. В январе на ст. Тюратам прибыла первая группа военных строителей.  Зимы в этих краях суровые - морозы до 20-25 градусов при постоянном ветре 10 -15 метров в секунду в основном северо-восточного направления. В июле первые представители военных  (от Заказчика) прибыли на место. Подчеркну, июль - это самый жаркий месяц. В это время солнце успевает выжечь все живое, что упорно пробивается каждую весну в песках. Раскаленный песок, воздух прогретый до +50 и выше, душные ночи, туча комаров, москитов, тарантулов и разных змей. Все это приняло первых приезжих совсем не гостеприимно. Это напоминало ад, если бы не небо. Небо над Байконуром особенное. Кто когда-нибудь видел это черное бархатное небо и огромные, роскошные звезды, которые манят к себе, тот никогда этого не забудет.

Космодром представляет собой территорию в несколько сот квадратных километров, на которой размещены технические и стартовые комплексы для подготовки и осуществления запусков ракет-носителей с различными космическими аппаратами; комплекс средств с вычислительным центром для обработки результатов испытаний; пункты командно-измерительного комплекса; вспомогательные сооружения, промышленные предприятия; транспортные коммуникации и т д.

Город начал строиться одновременно с возведением важнейших специальных объектов полигона с 1955 года как поселок для испытателей и строителей. Генеральным подрядчиком строительства полигона и города было определено 130-е управление инженерных работ, коллектив которого тогда возглавлял инженер-полковник Георгий Максимович Шубников, в последующем ставший генерал-майором инженерно-технической службы. В мае 1955 года в районе нынешнего городского Дворца культуры началось строительство первых деревянных домов барачного типа, в которых разместились штабы полигона и военных строителей. Теперь на этом месте установлен гранитный камень с надписью: «Здесь 5 мая 1955 года военными строителями войсковой части 12253 было заложено первое здание города Ленинска». Первыми улицами посёлка были Набережная, Песчаная, Школьная, Пионерская. Посёлок рос и благоустраивался, и 28 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР ему дано название Ленинский. В 1955-1965 годах застроено два микрорайона города от реки Сыр-Дарья до улицы Советской Армии(ныне ул.Абая).

В 1966 году в связи с посещением полигона Президентом Франции Шарлем де Голлем ставился вопрос о переименовании поселка Ленинский в город.  Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 21 июня 1966 года городской поселок Ленинский отнесен к категории городов областного подчинения с присвоением ему наименования  Ленинск. В 1966-1975 г. появились новые кварталы(3-й и 4-й  микрорайоны) на север  до улицы Сейфуллина. В городе стали функционировать новые предприятия, культурно-воспитательные, развлекательные, спортивные, медицинские, образовательные и другие учреждения. Открыты памятники В.И. Ленину и С.П. Королёву.

В 80-е годы, в связи с развертыванием работ по испытаниям ракетно-космической системы «Энергия-Буран», на полигон приехали тысячи офицеров, в основном  это были выпускники ВВУЗов и военных академий, многие с семьями. Для их расселения построены жилые дома, образовавшие новые микрорайоны - 5-й, 5-й «А», 6-й, 6-й «А», 7-й.  Открыты памятники А.А. Гагарину, М.К. Янгелю, Г.М. Шубникову, в честь 25-летия космодрома установлена на постамент ракета-носитель «Союз».

Начало 90-х годов с развалом СССР  катастрофически отразилось на жизни города и космодрома в целом: уменьшилось количество запусков космических аппаратов, начался отток кадров . В городе начались перебои с продуктами, электроэнергией, водой, теплом и газом. Население города согласно переписи населения 1994 года уменьшилось с 90 до 55 тысяч человек, расцвела преступность.

Всех оставшихся на космодроме волновал вопрос о дальнейшей судьбе города и космодрома. В 1994 году между Россией и Казахстаном подписано Соглашение об аренде космодрома сроком на 20 лет, которое впоследствии продлено до 50 лет.

20 декабря 1995 году Указом президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева г. Ленинск переименован в г. Байконур. С 1995 года значительно улучшились условия жизни горожан, укрепились городское хозяйство и  правопорядок.

Жизнь на комплексе Байконур по-немногу нормализуется, но "следы" 90-х до сих пор напоминают о себе: остались дома с заложенными кирпичем окнами, имеет место большое число преступлений в том числе тяжких, население города едва дотягивает до 70 тысяч, да и то за счет притока местного населения из ближайших районов и населенных пунктов Казахстана с низким образовательным уровнем. Не удается восполнить кадровые потери - нет притока молодых специалистов, которых к тому же еще учить надо лет 5, чтобы они стали настоящими испытателями. Старые,опытные кадры в основном пенсионеры или уже уехали или собираются в скором времени покинуть Байконур. Разрыв между молодыми специалистами и опытными испытателями составляет 20 и более лет. Ситуация требует кардинального решения на самом высоком уровне.

Черный день космодрома

Испытание и эксплуатация ракетно-космической техники, требует не только высочайшего профессионализма, но и обычной смелости и стойкости, как у космонавтов.
Мы никогда не забудем день 24 октября 1960 года. Это дата самой крупной трагедии в истории советских ракетно-космических сил.
Первая в мире межконтинентальная ракета Р-7 имела очень сложную и дорогостоящую стартовую систему, длительное время подготовки к пуску.Для устранения этих недостатков была разработана межконтинентальная ракета Р-16 на высококипящих компонентах топлива.Летные испытания этой ракеты возглавлял главный маршал М.И Неделин. Испытания были очень напряженными. Многочисленные неполадки устранялись несколько дней. К сожалению тогда ещё не было практики о сливе компонентов  топлива и снятия ракеты со "стола"(пускового устройства), хотя такие предложения поступали. Фактически отсутствовала система безопасности испытаний ракетно-космической техники. Все это введено позднее.                     24 октября 1960 года ракета была подготовлена к старту. И тут случилось самое страшное, ракета загорелась прямо на "столе".  Огромная, заправленная компонентами топлива, махина запылала и взорвалась.

Аварийная комиссия сделала вывод, что руководители испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасной работе всего комплекса изделия.
Грандиозный взрыв унёс жизни 57 военных и 17 гражданских специалистов. Среди погибших были: Главный маршал артилерии М.И Неделин, главный конструктор системы управления ракеты Коноплёв и другие очень достойные люди, они отдали свои жизни ради безопасности нашей Родины. 53 человека получили ранения и ожоги в их числе : Главный конструктор М.К.Янгель, начальник полигона К.В Герчик. Космодром пребывал в трауре.
Всем пострадавшим была оказана помощь, а погибшие с почестями похоронены.
Монумент на братской могиле в «солдатском парке» знает каждый житель Байконура, сюда приносили и приносят цветы, здесь проходили торжественные линейки школьников, прием Военной присяги молодыми солдатами, проводятся памятные митинги и возложение цветов. Память о погибших испытателях будет всегда жить в сердцах людей.

Спустя 3 года

 24 октября 1963 года, во время проведения комплексных испытаний с учебной ракетой Р-9А, произошла трагедия.В результате пожара погибли восемь испытателей.
23 октября до утра 24 проводились операции по подготовке ракеты к старту.Работа кипела напряженно, все шло вроде по графику, но никто не заметил или не обратили внимания на сильную загазованность помещений кислородом.Так или иначе работы остановлены не были.Именно эта причина указывалась комиссией Министерства обороны.
И как результат , любая самая ничтожная искра, могла спровоцировать страшный пожар.
Погибли от огня и задохнулись угарным газом 8 человек.
Опять космодром был в трауре. Их похоронили недалеко от жертв первой трагедии.Так и стоят эти два обелиска, над могилами испытателей. А 24 октября для нашей космонавтики стало несчастливым числом. Никогда больше на это число не был назначен ни один старт.Этот день объявляется выходным от любых испытаний.
Светлая память всем героям-испытателем погибшим при исполнении своего долга.

рассказать друзьям и получить подарок

Запись была полезной для Вас? Поставьте отметку "Нравится"!

42 комментария

  1. Здравствуйте Георгий. Уберите верхний неоплачиваемый банер, а нижний оставьте — он оплачиваемый.

  2. Сенкс за инфу, почитал с интересом

  3. Спасибо за статью, всегда рад почитать вас!

  4. Занимательная интересная статья Да и в отличие от большинства других подобных советов воду в уши не льешь

  5. Неоднократно доводилось читать подобные посты на англоязычных блогах, но это не значит что ваш пост мне не понравился

  6. Спасибо! Супер статья! Блог в ридер однозначно

  7. Да, такой блог однозначно надо раскручивать сильнее — что б как можно больше людей о нем узнали

  8. Классно написано и читать легко!! ТС — золото!!

  9. Здорово вы мне помогли. Честное слово, новыми красками все заиграло.

  10. Все-таки потрясное изобретение — блог. Казалось бы обычный сайт, но изменили подачу информации, передали сайт в руки одного человека и открылась еще одна грань общения с миром.

  11. Огромное человеческое спасибочки !

  12. спасибо за статейку

  13. Решил помочь и разослал пост в социальные букмарки. Надеюсь поднимется популярность

  14. Оригинальная идея. Интересно сколько времени он на это потратил

  15. Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посоветую. Ждите новых читателей 🙂

  16. Оригинальная идея. Только вот интересно сколько время на это потрачено?/Прикольный пост, на рсску подписался. Будем читать

  17. Распечатываю… на стенку в самое видное место!!

  18. Хм… Как раз на эту тему думал, а тут такой пост шикарный, спасибо!

  19. Как там у вас с погодой? Давно не писали

  20. Очень интересно, но все в будущем хотелось бы еще побольше узнать об этом

  21. полностью поддерживаю, такие же мысли были.

  22. Занимательная интересная статья

  23. Интересно, я даже и не думала об этом

  24. Здорово вы мне помогли. Честное слово, новыми красками все заиграло. Я понял теперь, как на самом деле все круто. Автор, низко кланяюсь ))) В каком, кстати, городе живете?

  25. Я бы сказала о монументальности, грандиозности некоторых сюжетов

  26. Поздравляю, мне кажется это великолепная мысль

  27. Спасибо вам за сайт, очень полезный ресурс, мне ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ здесь очень нравится…

  28. Отлично написано. А главное хорошо разжевано.

  29. Я бы сказала о монументальности, грандиозности некоторых сюжетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Show Buttons
Hide Buttons