Мой Байконур

Впервые  я, Коваль Ю.Т., узнал про мой Байконур(здесь живу и работаю уже 40 лет ) из сообщений по радио о запуске Первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. В это время я учился в 10 классе 20 средней школы города Саратов. Могу сказать твёрдо - радость была действительно огромной, весь советский народ испытывал особое чувство гордости за свою Родину - СССР, за страну, которая смогла выйти победителем в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., в короткий срок восстановить разрушенное войной и стать первой в освоении космичекого пространства.  Моей мечтой было поступление после школы в Саратовский государственный университет на физико-математический факультет, но, увы, в университет я не прошёл по конкурсу(не хватило одного балла) и мечту пришлось отложить до лучших времён, которые наступили ровно через 10 лет в 1968 году.

В семье я был единственным мужчиной, сестра училась 7 классе, а маме было уже трудно тянуть нас двоих и я пошёл работать в Саратовский трест "Водоканал" сначала учеником, а затем электромонтёром. Пришла пора готовиться к службе в армии. Закончил курсы мотористов катеров при Саратовском Морском клубе и был зачислен в 34 команду для призыва на Балтийский флот. Новый поворот судьбы - по настоятельной просьбе моей матери поступил в Саратовское артиллерийское техническое училище - хотя о военной карьере никогда даже и  не думал.

Запуск в космос первого космического корабля с первым человеком на борту - гражданином СССР Ю.А.Гагариным с космодрома Байконур я встретил уже будучи курсантом военного училища. Сейчас уже не вспомнить, кто по большому секрету сказал, что Байконур и Тюратам - суть одно и то же и показал в подвале клуба училища на классной доске написаные мелом слова, которые очень подходили на мотив довольно популярной тогда песни "Огонёк": "Долго счастья искал я по разным местам, но по воле судьбы я попал в Тюратам" и припев: "Тюратам, Тюратам - ты на горе ракетчикам дан". Эти слова оказывали часто негативное воздействие - я же распевал их под гитару  на протяжении многих лет моей службы в войсках, учебы и когда приехал служить на космодром. В годы учёбы в училище я никак не связывал свою дальнейшую службу с космодромом Байконур. И это при том, что 80% нашего выпуска поехали служить на космодром.

Комплексные занятия на СК ракеты 8К63После окончания с отличием военного училища в 1963 году выбрал местом своей дальнейшей службы и был направлен в ракетный полк Смоленской армии в городе Остров Псковской области в должности старшего техника отделения подготовки двигательной установки ракеты 8К63(Р-12). Началась моя военная карьера. В 1965 году наша 4-я стартовая батарея произвела учебно-боевой пуск ракеты на полигоне Капустин Яр с оценкой "отлично". Вот тогда то у меня впервые зародилась мысль о себе, как испытателе. Через год был назначен на должность начальника  отделения заправки ракеты компонентами ракетного топлива.

Потом с 1968 года была учёба в Ленинградской военной инженерной академии им. А.Ф Можайского. В 1970 и 1971 году проходил стажировки на стартовом комплексе пл. 31 космодрома Байконур. Здесь уже окончательно созрело моё желание стать инженером-испытателем. В 1972 году, окончив академию с отличием, я выбрал мой Байконур и был назначен на должность инженера-испытателя в стартовый отдел 5-го испытательного управления(в/ч 95829).

12 августа 1972 года(была суббота) ночью с женой Ангелиной Михайловной, дочерью Татьяной и сыном Василием после отпуска приехали и сошли с поезда на станции Тюратам. В городе Ленинск разместились всей семьёй в гостинице Центральная, а утром состоялось моё представление о прибытии в отделе кадров в/ч 11284, знакомство с городом, посетили своих соседей по общежитию в Питере - семью Ишмуратовых. Буквально через день получили ордер на 3-х комнатную квартиру и выгрузили в неё контейнер(уже нас ждал) с домашними вещами. Вскоре жена уже работала в горбольнице медсестрой.

14 августа представился командиру в/ч 95829 - начальнику  5-го управления полковнику П.С.Батурину, командованию управления,  начальнику стартового отдела полковнику В.В.Михайлюку, начальнику лаборатории заправки РН 11К69Э подполковнику В.И.Мамзуренко. Началась моя служба инженера-испытателя на СК 11П869Э, на котором около 2-х лет участвовал в испытаниях наземного заправочного оборудования и 7 пусках РН 11К69Э с космическими аппаратами УС-А, УС-П и ИС по тематике Военно-Морского Флота СССР и войск ПВО страны. Испытателями сразу не становятся, так что в эти годы мне предстояло многому научиться. Моими учителями и наставниками кроме непосредственных начальников были: В.И.Нечаев,  Л.Модин, А.И.Дедов, С.А.Мандрейкин,  А.Яровой, В.Г.Соловей и др.

СК ПротонВ 1974 году 5-е НИУ  в результате оргштатных мероприятий влилось в   4-е НИУ(в/ч 26360) и меня перевели в 4-й научно-испытательный отдел стартового, заправочного и вспомогательного оборудования стартового комплекса "Протон" на должность инженера-испытателя лаборатории заправки разгонного блока жидким кислородом и сжатыми газами. Начальником отдела был полковник И.Г.Шахов, его заместителем - подполковник С.К.Еднев, а начальником лаборатории - Ф.А.Поляков, инженер-подполковник. Коллектив отдела представлял собой команду высококвалифицированных испытателей, у которых к этому времени насчитывалось около 35 пусков ракет-носителей "Протон" с космическими аппаратами различного назначения, начиная от исследовательских спутников до вывода на околоземные орбиты ДОС - долговременных орбитальных станций и аппаратов для изучения планет Солнечной системы. У таких людей мне было чему  поучиться.

 Состав 4 отдела испытаний  и контроля эксплуатации стартового, заправочного и вспомогательного  оборудования стартовых комплексов: СК 8П882К(пл.81), СК 8П882К-4Ф(пл.200):

Начальниками 4-го отдела в разное время были:

                Могила Анатолий Иосифович

                Рябиков Валерий Алексеевич

   СК 8П882К-4Ф Шахов Иван Григорьевич

    Шматов Анатолий Петрович

    Коваль Юрий Тимофеевич

    Семенов Виктор Владимирович

 Ефименко Виктор Николаевич

Кухтин Валентин Васильевич

Забелин Николай Михайлович

Заместители начальника отдела: Р.А. Бурков, С.К Еднев, А.П. Шматов, Г.М. Павлов, Ю.Т. Коваль, В.И. Полунин, В.А. Иванов, В.С. Галка, В.А. Коваленко, Г.Г. Павлов, С.В. Статива.

1-я лаборатория: испытаний и контроля эксплуатации стартового и подъёмно-транспортного оборудования.

Начальники 1-й лаборатории: С.П. Милько, Б.Ф. Левакин, Ю.В. Мордовин, А.Д. Жуков, В.С. Галка, В.А. Коваленко, Г.Г. Павлов,  А.В. Ковпак.

В 1-й лаборатории проходили службу:  Б.Ф.  Левакин,  В.А. Беляков, В.М. Зворыкин, Н.Ф. Рябко, Ю.А. Попланов, А.И. Дедов, Е.И. Луконин, Р.П. Меньков, Е.И. Еленский,  А.Д. Жуков, Е.В. Лапшин, В.И. Дубовик, А.М. Куликов, Ю.П. Поботаев, Ю.В. Рыбалка,  Е. Зайцев,  А.А. Турко, В.А. Коваленко, А.Д. Воздвиженский, В.Н. Грицик, Е.В. Комаров, Г.Г. Павлов, В.В. Данилов, С.Ю. Кутявин.

2-я лаборатория: испытаний и контроля эксплуатации вспомогательного оборудования .

Начальники 2-й лаборатории: Н.М. Родионов, В.И. Нечаев, А.П. Провоторов, А.П. Шматов, В.И. Романенков

Во 2-й лаборатории проходили службу: А. П. Шматов, Бондаренко, А.И. Дедов, В. Г. Соловей,  Л.Н.Циневский, Ю. С. Котельников, В. Д. Серов, Н.Г. Есипенко, В.И. Романенков, В.И. Куликов, В.Л. Торбочкин, Л.К. Гончарик, В.С. Синягин,  В.И. Говоров, Б.М Паляк

3-я лаборатория:  испытаний и контроля эксплуатации систем и агрегатов заправки ракеты-носителя 8К82К - Протон.

Начальники 3-й лаборатории: Ю.А. Кузнецов, И.Ф. Антропов, Ю.Н. Земсков, П.С. Муромцев, В.Г. Аникиенко, В.Ф. Занозин, М.А. Митюшин, Н.П. Медешкин, И.В. Юрин, С.Н. Судаков, О.Б. Кухта, В.В. Самойленко.

В 3-й лаборатории проходили службу: А.И. Антропов, С.А. Мандрейкин, Н.И. Пронин, В.Д. Серебряков, Н.Е. Пономарев, Ф.Я. Рябчук, В.Г. Аникиенко, В.М. Рахимов, В.Ф. Занозин, М.М. Шмыголь, Е.B. Борзов, В.Г. Соловей, В.Л. Торбочкин, М.А. Митюшин, Н.П. Медешкин, И.В. Юрин, С.Р. Аксиненко, А.В. Кольцов, М.Ю. Одинцов, А.А. Буланкин, А.Е. Онопченко, В.В. Самойленко, В.П. Ковалев, В. Вечерский, С.Н. Судаков,. О.Б. Кухта, В.В. Савченко, О.А. Домарев, И.Э. Алхимов.

4-я лаборатория:  испытаний и контроля эксплуатации систем и агрегатов заправки разгонных блоков жидким  кислородом и сжатыми газами.

Начальники 4-й лаборатории: Ф.А. Поляков, В.Д. Толстопятов, Р. П. Меньков, Ю.Т. Коваль, В.В. Семенов, В.А. Иванов, А.Н. Лазовский, С.Я. Зосимчук, А.В. Федоров.

В 4-й лаборатории проходили службу: В.А. Агафонов, Ю.А. Иванов, В.А. Смолыгин, Р.П. Меньков, Ю.Т. Коваль, Е.Д. Кошель, Ю.В. Серков, Ю.П. Мишин, Б.П. Федоров, В.В. Семенов, Н.А. Блинов,  В.И.  Николаев, М.К.  Кулумгариев, В.Михайлов, А.Д.Батраков, Г.Ф. Калюкин, С.Я. Зосимчук, Н.А. Крупнов, А.Н. Калибердин, С.В. Статива, А.Ю. Волков.

В 1976 году введён в строй правый старт(ПУ 40) стартового комплекса 8П882К-4Ф на пл.200, а в 1979 году - левый старт(ПУ 39). Автономные и комплексные испытания наземного оборудования построенных ПУ проводились без остановки работ по запускам КА с работающих стартов. Нагрузки на испытателей увеличились многократно, но люди понимали необходимость этого, более того, получали огромное удовлетворение от результатов своего труда, гордились своей причастностью к великим делам. Космическая техника постоянно совершенствовалась и испытателям нужно было идти в ногу со временем - приходилось постоянно учиться. Необходимо отметить, что система подготовки испытателей на космодроме в те годы работала как хорошо отлаженный механизм. Именно поэтому наша космонавтика находилась на передовых позициях,  запуски космических аппаратов в основном были успешними, надёжность пусков РН была высокой. Влияние старой школы испытателей чувствуется и сейчас, поскольку ещё продолжают работать небольшая часть испытателей "старой закваски" и их ученики. Всё больше сказывается разрыв поколений в качественной подготовке инженеров-испытателей, но жизнь всё равно требует восстановления системы подготовки высококвалифицированных кадров. Будем надеяться на лучшее.

Начиная со второй половины 80-х, всё чаще стали слышны возгласы - а нужен ли космос вообще? Финансирование космических программ резко сократилось. В общем космонавтика нашей страны переживала не лучшие времена. Всё это не могло не отразиться на космодроме Байконур. А с развалом СССР и переходом космодрома в собственность Республики Казахстан Байконур вообще очутился на грани краха, до него никому не было дела. Персонал космодрома побежал восвояси, стало рушиться то, что создавалось десятилетиями руками народа всей нашей страны. На всё, что творилось в этот период на Байконуре нам ветеранам, всем жителям города  было жутко и больно смотреть. И всё-таки нашлись трезвые головы - не дали погибнуть нашему славному космодрому. Байконур взят в аренду до 2014 года, а затем аренда продлена. Прекращены вандализм и разграбления, налаживается финансирование космических программ и восстановительный процесс на комплексе Байконур ещё будет продолжаться - и это радует!

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Запись была полезной для Вас? Поставьте отметку "Нравится"!

One comment

  1. Мда… это тебе не рио дежанейро… круто…кстати когда постишь инфу пиши первоисточник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Show Buttons
Hide Buttons