ЦЭНКИ

ЦЭНКИ при РКА

Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры при Российском космическом агентстве (далее ЦЭНКИ при РКА ) создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 966 от 29.08.1994 года и на основании Приказа Генерального директора РКА № 74 от 10.11.1994 года (день рождения ЦЭНКИ при РКА, а в дальнейшем – ФГУП ЦЭНКИ) с целью организации работ по испытаниям и эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (НКИ) и контроля проводимых работ на объектах космодрома Байконур, обеспечивающих выполнение государственных космических программ в рамках ФКП - Федеральной космической программы России.

Космодром Байконур создавался и на протяжении длительного времени  функционировал как научно-испытательный полигон Министерства Обороны СССР. В конце 80-х годов прошлого века назрела необходимость его модернизации, к тому же в это время страна начала выходить на мировой рынок космических услуг.

После развала СССР космодром перешел в собственность Республики Казахстан, а в декабре 1994 года Россия взяла Байконур в аренду сроком на 20 лет. В соответствии с Конституций Республики Казахстан запрещается нахождение военных баз на её территории, поэтому остро встал вопрос о передаче объектов Министерства обороны в ведение Российского космического агентства.

В марте 1995 года подразделения ЦЭНКИ при РКА в основном были укомплектованы в соответствии со штатным расписанием: управление испытаний и запусков КА, службы: по всестороннему обеспечению запусков, таможенного сопровождения, авиационного обеспечения, автомобильного и железнодорожного обеспечения, финансово-экономическая, кадровая, хозяйственная, управление эксплуатации зданий и строительных сооружений космодрома. Решены вопросы финансирования центра и его размещения первоначально на первом этаже гостиницы Байконур, а затем в здании комплексных экспедиций. Подразделения ЦЭНКИ при РКА, размещенные в городе Москве исполняли свои функции по непосредственному взаимодействию со структурами Российского космического агентства. Ниже фото: Состав ЦЭНКИ при РКА  на Байконуре (лето 1995 года) во дворе Дома Комплексных экспедиций на ул. Королева, 36:

1 ряд: Арасланов Ш.Х.,Почечуева Г.И.,Рудаков А.Ф.,Кушнир Е.М.,Ульданова Н.С., Затолокин А.Г.,Буран И.Н.       2 ряд: ...,Хлебникова С.В.,Николаенко(Скулкова)Н.М.,Ан Л.В., Саванина В.Е.,Прохорова Л.С.,Саратцева А.Е ,Шелестович Г.А.,Пыхова Е.В., Патрушев В.С.,Баранов А.А.,Бражник В.Г.,Садовникова Г.И.,Юдина Т.Н., Бычкова Н.А.                3 ряд: Стреж А.П.,Морозов А.А.,Коваль Ю.Т.,Пономарев Ю.И., Стасевич Н.А., Правдиков С.В.,Клочков В.А.,Тарасов А.И., Жажкий П.М.,Лишин А.В.,Замятин В.И.,Шевченко А.В., Прокудин И.П.,Журавлева Е.В.

Официальная деятельности ЦЭНКИ при РКА была начата 4 января 1995 года – с издания приказа № 1 о вступлении в должность директора ЦЭНКИ при РКА – Кушнира Евгения Моисеевича. Одними из первых приступили к исполнению своих обязанностей в ЦЭНКИ при РКА: А. Ф. Рудаков – заместитель директора-начальник управления, В. А. Сахнов – заместитель начальника управления, Ю.Т. Коваль – начальник отдела стартовых комплексов, П.Н. Андрейко – начальник отдела технических комплексов, начальник отдела координации А.А.Морозов, М.В.Климюк, А.П. Стреж, А.А. Баранов, А.Г. Затолокин, И.Н. Буран, А.М.Трофименко, Л. Ю. Иванова, Т. Н. Юдина, В. М. Булгакова,Е.А. Антонюк(Логина),Н.А. Бычкова, В.В. Стуженко, О.А. Гранина, Л.С.Прохорова и другие. Заложены основы создания совместных расчётов подготовки и запуска космических аппаратов и инструкторских групп по контролю за проведением работ на стартовых и технических комплексах при подготовке к запускам и запуске космических аппаратов, а также по   контролю за эксплуатацией объектов наземной космической инфраструктуры. В расчётах подготовки и запуска КА под контролем опытных испытателей работали уволенные в запас военные специалисты-испытатели. Благодаря чему проведение запусков КА по Федеральной космической программе и в интересах Министерства обороны России, а также по программам международного  сотрудничества продолжалось на космодроме Байконур практически без снижения интенсивности пусков с высоким качеством. В эти годы положено начало взаимодействию ЦЭНКИ при РКА с командованием космодрома и администрацией города по всем вопросам жизнедеятельности комплекса Байконур (своеобразный триумвират).

ЦЭНКИ при РКА завершил свою деятельность с созданием на его базе двух предприятий ФГУП Федеральный космический центр Байконур (ФГУП ФКЦ "Байконур"), вобравший в себя подразделения ЦЭНКИ при РКА на космодроме Байконур и ФГУП "ЦЭНКИ", основой которого стали подразделения ЦЭНКИ при РКА, размещенные в городе Москве.

ФГУП ФКЦ "Байконур"

В результате реорганизации основные управления и службы ЦЭНКИ при РКА вошли в состав,  созданного 18 мая 1999 года Постановлением Правительства РФ, Федерального государственного унитарного предприятия"Федеральный космический центр Байконур" (ФГУП ФКЦ "Байконур").

В Указе Президента РФ от 1997 года  пункт 5 говорится: «… Согласиться с предложением Правительства РФ о создании в установленном порядке основанного на праве хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия «Федеральный космический центр Байконур» в целях эксплуатации объектов космодрома Байконур, находящихся в ведении Российского космического агентства, и приема передаваемых ему объектов космодрома Байконур».

На ФГУП ФКЦ "Байконур" были возложены следующие задачи:

· сохранения и поддержания научно-технического потенциала космодрома;

· управления деятельностью космодрома в соответствии с руководящими документами Российского космического агентства;

· организации эксплуатации объектов космодрома;

· организации и обеспечению проведения лётных испытаний космической и ракетной техники;

· организации и обеспечению работ по подготовке и проведении запусков КА по Федеральной космической программе, в интересах обороны и безопасности страны, в рамках международного сотрудничества и коммерческого назначения.

Директором ФГУП ФКЦ "Байконур" был назначен Е. М. Кушнир. Свою работу в новой должности Евгений Моисеевич начал с формирования структурных подразделений предприятия и организации их работы по трём основным  направлениям:

Первое направление РН "Союз" (руководитель – 1-й заместитель директора Е.А.Чёрный) включает Управление испытаний и пусков ракеты-носителя "Союз" - А.Ф.Рудаков и Оперативное управление – А.А.Морозов;

Второе направление РН "Зенит", "Циклон" и "Днепр" (руководитель - заместитель директора Д.И.Чистяков) включает Управление испытаний и пусков ракет-носителей Зенит, Циклон и Днепр –В.И. Васильев, а также Управление обеспечения запусков – В.В. Самойлов;

Третье направление РН "Протон" (руководитель – заместитель директора А.Н.Глухов) имеет в своём составе Управление испытаний и пусков ракет-носителей Протон – С.И.Блюм и службу эксплуатации - В.И.Жандарук;

В структуру ФГУП ФКЦ Байконур также  входит: Инженерно-техническое управление – И.Н.Буран, Планово-экономическое управление – Ю.Т.Коваль, Финансовое управление – О.А.Гранина, Управление делами – В.Артёменко, Управление безопасности – В.А.Садовников.

Кроме того в состав ФКЦ Байконур входит: Авиакомпания АОН-8 – А.В.Борунов, База измерительной техники – В.С.Агишев, Автослужба – В.Н.Подолякин, Газотурбинная электростанция ГТЭ-72, Гостиничный комплекс, Музей космодрома Байконур, Группа сопровождения делегаций, Команда сторожевой охраны, Отдельная команда ведомственной охраны, Отдел медицинского обеспечения и другие подразделения.

 На созданные инструкторские группы ФКЦ возложены задачи контроля всех технологических операций на технических и стартовых комплексах при подготовке составных частей ракет космического назначения и запусках космических аппаратов.

Задачи формирования совместных расчетов запусков и руководство ими также лежат на предприятии, как и функции по обеспечению запусков, то есть анализ летно-технических характеристик, баллистическое, астрономо-геодезическое и метрологическое обеспечение, таможенное сопровождение, охрана объектов, обеспечение режимных мероприятий и прочее.

В своей работе ФГУП ФКЦ "Байконур" взаимодействует с командованием космодрома и администрацией города по различным, не менее важным вопросом жизнедеятельности комплекса Байконур, среди которых тепло-, электро- и водоснабжение, железнодорожные перевозки, социальное направление. Была завершена передача объектов космодрома Байконур от Министерства Обороны Федеральному космическому агентству Российской Федерации.

По вопросам подготовки составных частей ракет космического назначения(РКН): ракет-носителей(РН) различного класса, разгонных блоков(РБ), космических аппаратов(КА) к запускам и проведения запусков КА ФГУП ФКЦ "Байконур" наладил чёткое взаимодействие с филиалами, представительствами и экспедициями предприятий промышленности России и других стран-участниц пусковых компаний.

Хроника по пускам ракет с космодрома Байконур: 

1999 год: Выполнены первые пуски ракет "Союз-У"с КА"Прогресс-М42", "Зенит" с КА "Океан-О", "Протон","Циклон" под руководством ФКЦ без участия военных специалистов полигона. Под руководством ФКЦ за год выполнено 7 пусков. Всего с космодрома Байконур осуществлено 12 пусков РКН.

2000 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 30 пусков РКН и 1 пуск МБР, из которых 19 - под руководством ФКЦ.

2001 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 18 пусков РКН и 2 пуска МБР, из которых 10 - под руководством ФКЦ.

2002 год: Всего с космодрома Байконур осуществлено 15 пусков РКН и 1 пуск МБР, из которых 7 - под руководством ФКЦ.

2003 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 14 пусков РКН , из которых 10 - под руководством ФКЦ.

2004 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 19 пусков РКН , из которых 13- под руководством ФКЦ.

2005 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 19 пусков РКН и 1 пуск МБР, из которых 16 - под руководством ФКЦ.

2006 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 17 пусков РКН и 1 пуск МБР, из которых 17 - под руководством ФКЦ.

2007 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 20 пусков РКН и 1 пускМБР, из которых 20 - под руководством ФКЦ.

2008 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 19 пусков РКН и 1 пуск МБР, все пуски под руководством ФКЦ.

2009 год:Всего с космодрома Байконур осуществлено 24 пуска РКН и все под руководством ФКЦ. Таким образом  за 10 лет существования ФГУП ФКЦ "Байконур" выполнено всего с космодрома 207 пусков РКН и 7 пусков МБР, из них 163 пуска РКН под руководством ФКЦ "Байконур". С 2006 года военные специалисты космодрома участвуют только в запусках межконтинентальных ракет, а с 2008 года все пуски проводятся под руководством ФГУП ФКЦ "Байконур".

ФГУП "ЦЭНКИ"

Подразделения ЦЭНКИ при РКА, размещенные в городе Москве составили основу ФГУП "ЦЭНКИ", которое  создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 966 от 29.08.1994 года и на основании Приказа Генерального директора РКА № 74 от 10.11.1994 года (считается днём рождения ФГУП "ЦЭНКИ").

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 770-р на основании приказа Генерального директора Российского авиацион­но-космического агентства от 20 августа 2001 г. № 91 и его распоряжения от 26 июля 2001 г. № 104 ЦЭНКИ при РКА преобразован в федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП "ЦЭНКИ"), директором которого назначен Александр Сергеевич Фадеев.

С учетом расширения сферы деятельности по обеспечению космической деятель­ности на предприятии созданы филиалы:на космодроме Байконур -  филиал "ЦЭНКИКОМ", "Санкт-Петер­бургский", "ЦЭНКИ-Север" и "ЦЭНКИ-Арсенал". Директором филиала"ЦЭНКИКОМ"  назначен Анисимов Евгений Николаевич, начальником комплекса эксплуатации сетей связи и телекоммуникаций – Савкин Анатолий Иванович.

 Приказами Генерального директора Российского авиационно-космического агентства ФГУП "ЦЭНКИ" определено головным исполнителем работ по подготовке и проведению запусков космических аппаратов (КА), в том числе по экологическому мониторингу и осуществлению эксплуатации расположенных на территории Россий­ской Федерации районов падения, используемых при запусках КА и испытательных пусках баллистических ракет с космодрома Байконур.

С конца 2005 года ЦЭНКИ провёл приём объектов Измерительного комплекса и Узлов связи космодрома, находящихся в ведении Космических войск МО РФ. Позднее ЦЭНКИ приняты объекты приема и передачи информации, телевидения, звукового сопровождения и объекты связи на Измерительных пунктах 1, 2, 3, 5, также объекты метеорологического обеспечения космодрома.

КЦ "Южный"

Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" – "Космический центр "Южный" (филиал ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Южный") создан в 2009 году на базе филиалов предприятий и организаций на космодроме Байконур.

Направления деятельности филиала:

- Обеспечение эксплуатации, модернизации и технологического перевооружения наземной космической инфраструктуры космодрома Байконур;

- Организация работ по обеспечению выполнения планов подготовки космических аппаратов и ракет-носителей к запуску, проведения запусков космических аппаратов научного и хозяйственного назначения;

- Формирование инструкторских групп с целью контроля подготовки составных частей ракет космического назначения, заправки космических аппаратов и разгонных блоков, а также проведения работ на средствах измерений;

- Проведение послепусковых ремонтно-восстановительных работ, выполнение доработок на космических средствах и проведение рекламационной работы;

- Организация и руководство аварийно-спасательными и поисково-эксплуатационными работами при пусках ракет космического назначения, организация и проведение воздушного и наземного поиска (в случае аварийного исхода пуска ракет космического назначения) на удалении до 250 км от стартового комплекса по трассе полета ракет космического назначения;

- Подготовка предложений по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по развитию космодрома Байконур;

- Эксплуатация аэродромов гражданской, государственной и экспериментальной авиации;

- Организация на космодроме энергетического обеспечения;

- Обеспечение связью работ по подготовке и проведению запусков космических аппаратов;

- Выполнение топографо-геодезических работ на объектах комплекса Байконур;

- Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, организация и проведение поверки средств измерений;

- Проведение физико-химического анализа компонентов ракетных топлив, газов, горюче-смазочных материалов.

- Организация природопользования, осуществление природоохранных мероприятий;

- Авиационные работы по обеспечению космических программ и жизнедеятельности космодрома с применением авиации общего назначения;

- Таможенное сопровождение прибывающих на космодром Байконур составных частей ракет космического назначения, компонентов ракетных топлив и комплектующих;

- Контроль выполнения правил и мер безопасности при эксплуатации космических средств;

- Организация и контроль пропускного, внутри объектового режимов, а также защиты объектов и деятельности подразделений охраны на комплексе Байконур;

- Оформление и выдача пропусков на объекты комплекса Байконур;

- Фото и видео документирование основных технологических операций подготовки и запусков космических аппаратов;

- Транспортные перевозки и ремонт автомобильной техники;

- Музейная деятельность;

- Организация посещений объектов комплекса Байконур СМИ, туристическими группами и отдельными гражданами.

рассказать друзьям и получить подарок

Запись была полезной для Вас? Поставьте отметку "Нравится"!

43 комментария

  1. Мой знакомый заправлял жидким топливом ракеты на Байконуре. Теперь постоянно болеет, т.к. оно очень ядовитое.

  2. Тут лучше спросить — какие ракеты заправлял Ваш знакомый. (Сейчас это уже не секрет).
    А еще: кроме собственно заправщиков этим топливом и окислителем травилось множество людей. И множество болеет. Но попробуйте хоть что-то доказать нынешнему руководству, что людей НАДО лечить! Теперь военных пенсионеров в госпиталях МО не лечат! Фельдмебель Табуреткин — суперэффективный менеджер набивает деньгами свои кошельки, а на лечение ненужных ему ветеранов деньги выделять по его мнению не надо. И вообще по его разумению военная медицина не нужна, как и военная наука, да и тыловые службы ему не нужны…

    • Владимир:

      Ракеты, конечно важны, но в некоторых ракетах есть как вредные компоненты топлива, так и полезные.

      • Вы сами пишите — «в некоторых». А вот про полезные компоненты Вы вообще зря разглагольствуете: там бывает кислород, но жидкий! Это чревато переохлаждением и ожогом.
        Или охота пофлудить? (отметиться).
        Керосин там совсем не бытовой и совершенно не полезный при прямом контакте. Азот тоже очень холодный. Перекись водорода не аптечная, и для здоровья довольно опасная при прямом контакте. Знакомый же Анатолия не сообщил ему ни типа топлив или окислителей, ни типа ракет.
        ….

        • Владимир:

          Хочется уже поправить товарищей: топливо в ракету не заправляется. Заправляются его компоненты по отдельности. А вместе они будут топливом, когда загорятся, и действительно будут опасны для здоровья. Как кто-то заболевший мог заправлять ракеты топливом? И не боялся же огня.

    • admin:

      Посмотрите на этом сайте статью «Ракетное топливо»

  3. Владимир! Если топливо в автомобиль не заправить, то он не поедет! Вы не слишком корректно интерпретируете «прикольчик» старых автоинструкторов про горючку — горючее в бак не заливается, горючая смесь образуется после карбюратора. Также и в баки ракет топливо ЗАЛИВАЕТСЯ. В другие баки заливается окислитель. И то и другое МОЖЕТ быть ядом! Очень опасным! А вот после смешения их и сгорания, яда уже не будет.
    Топливо может быть водород, он не ядовит, но опасен. Окислитель может быть кислород… Выхлоп (результат сгорания) будет вода. А может быть окислителем фтор… Выхлоп будет плавиковая кислота! Она растворяет даже стекло!!!
    И еще про заболевшего: все, кто заправляет ракету и космический аппарат — заправщики, но нет заправщиков, которые заправляют и топливо и окислитель. А еще заправляют азотом — этот компонент не является ни топливом, ни окислителем — это компонент для физического вытеснения топлива из баков и заполнения бака инертным газом. При заправке азот тоже опасен, т.к. он жидкий и очень холодный…Ну, и еще есть у него опасность при чрезмерном испарении вытеснить кислород из атмосферы в замкнутом помещении…
    И кислород избыточный тоже очень опасен! Им и просто травануться можно, и огне-взрывоопасность очень сильно повышается!
    А еще

  4. Владимир:

    Как приятно пообщаться с грамотным в отношении опасностей компонентов топлива человеком! Но намекну еще раз, что топливо состоит из горючего и окислителя. Бензин — тоже горючее. Не говоря уже про водород и керосин.

  5. Вы глубоко ошибаетесь — топливо + окислитель = горючая смесь!!! Пишу об этом 2-й раз.

    • Владимир:

      Эх, зря я наверное в ракетно-космическом институте учился и контролем заправки баков РН 6 лет занимался … Опять я попутал горючее и топливо. Каюсь … А Вам не смешно такой ерунде, как «топливо + окислитель = горючая смесь» меня учить?

    • Вася:

      Есть понятие КРТ и оно везде фигурирует, а это значит компоненты ракетного топлива. Эти компоненты могут быть разными, в зависимости от конструктивных особеностей аппарата-изделия, а ядовиты и опасны они всегда, как раздельно, так и вместе, и после сгорания тоже. Попробуйте постоять под облаком сгоревшего топлива гептил-амил. Все зависит от физико-химических свойств вещества. А то, что уделяется мало внимания безопасности, это ДА.

  6. Не смешно. 🙁
    Но истина — это главное!
    А Вы о себе лишь сейчас рассказали.
    Похоже — действительно плохо учились!
    Уж про КРТ знать обязаны!

  7. Владимир:

    Я тоже подозревал, что плохо учился. Правда открывается только сейчас. Пойду переучиваться. Начну с автомобильного бензина. Там вся кладезь науки по заправке ракет. Вам-то сколько лет? Где учились?

    • Вам еще может рассказать, где я родился? И о чем думала моя мама в момент моего зачатия?
      И что 30 лет я делаю в Тюра-Таме?
      Хотя… Нынешнее руководство Роскосмоса не собирается развивать Космодром и просто имеет отсюда денежки. Сейчас испытатели уже нередко не спецы, но уверены в своей крутизне, а руководители живут по принципу: «Я начальник, а все, кто ниже — дураки! Мои дети — умеют играть на компике, значит — они хакеры. А те, кто умеет программировать, применять IT-технологии, требует профессионального применения программ и техсредств — зануды»…

      • Владимир:

        Перефразирую вопрос: откуда знаете про КРТ?

          • И Большой Советской Энциклопедии.

          • Владимир:

            Ну, отлегло от сердца. Я-то думал, что Вы ракеты заправляли, а я нет и только неправильно читал Инструкции по заправке и путал топливо с горючим. Хотя в Инструкциях написано именно про горючее. Про топливо ни слова. Или дураки их писали?

          • Отлегло? И будьте довольны! А Учились Вы плохо! Кстати, ракетно-космического института ни в СССР, ни в России никогда не было! Вы бы определились для себя, где Вы всё-же учились!

          • Владимир:

            Да, учился в институте видимо плохо. Пришлось доучиваться на Тюра-Таме. Но сравнивать даже нельзя: институт в России и Тюра-Там. Так и остался неучем.

          • Me dull. You smart. That’s just what I neeedd.

    • Мне 18 лет. Учился в школе.

      Служил в 33797.

    • I want to send you an award for most helpful itnrenet writer.

  8. Владимир:

    Чего у вас на Тюра-Иаме слышно: на РН Протон М какие приборы заменили на старте? КНСГ сегодня был?

    • В Тюратаме — жарко. Ночью гремела гроза (молнии шли каждые 5 секунд, но гром реже гремел). Еще в Тюра-Таме слышны объявления на ж/д вокзале о прибытии и отправлении поездов. Жители ждут, когда, наконец, передадут город Казахстану, а также, когда эти русские перестанут пускать эти опасные ракеты Протон. Местная молодежь учиться не желает, но желает где-либо работать и получать Деньги, а также желает, чтобы ее учили… Но учили без зачетов и экзаменов…
      Про Протон-М. Если бы Вы реально здесь работали, то знали бы, что так ракеты здесь не называют… А, если свербит узнать, обращайтесь на официальный сайт Роскосмоса.

      • Владимир:

        То есть мы не в кусах ни про горючее, ни про замену приборов на Протоне М. А в какой области космонавтики мы вообще разбираемся? Хоть что-нибудь … Иначе мне диалог неинтересен.

  9. НЕ не в кусах. 😉
    Там сичас роботоют суперэффективные менеджеры, заливающие горючее в топливные баки…
    А к какой области космонавтики Вы относите замену приборов на ракете Протон М? А вообще — пусковую программу РН Протон? Космонавты с помощью нее никогда не летали! Пользовались запущенными аппаратами, но не летали… Ну, не космонавтика это!

    Да, и вообще в России космонавтики почти уже нет…
    А скоро и отрасли этой может не стать…
    Но это, так же как и Ваш допрос далеко выходит за рамки вопроса Анатолия и темы страницы, на которой Вы стучите ножками. Вернитесь в свой кабинет и там допрашивайте народ!

    • Владимир:

      Рекомендую в Гугле найти разъяснение слова КОСМОНАВТИКА. Пора уже учиться, Тюра-Там же рядом с космодромом Байконур. Положение обязывает …

  10. Молодой человек! Поучитесь сами!
    Мое нынешнее положение уже ни к чему не обязывает.
    Только выберите существующее учебное заведение и учитесь в этот раз добросовестно и на отлично.

  11. Владимир:

    Протон сняли со старта уже? Или завтра?

  12. А Вам уже 50 лет??? Вот это да!!! Надо же, как это я не прочитал об этом раньше? А! Так не написано было! Так Вы еще совсем не старый!

  13. Владимир:

    Я не старый, я мудрый.

  14. Мудрый?
    Многие о себе такое думают. Это сейчас просто ТРЕНД!
    Но заблуждаются… Большинство заблуждаются…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Show Buttons
Hide Buttons